«Сперва любить – потом учить…»
Я
свято верю в эти слова Я. Коменского. Зачем приходит маленький человек в
школу? «Конечно же, учиться», – скажете вы. Не спорю. И всё же…
маленький человек приходит в школу прежде всего за счастьем. Он ждёт от
неё праздника, встречи с умными, добрыми людьми, от урока – пусть
небольшого, но чуда.
Для
меня каждый день в школе – это радостная встреча с любимой работой,
делом, которое выбрано давно и остаётся самым важным и интересным на всю
жизнь. Для меня не существует хмурых и ненастных дней. Как только
входишь в любимую школу к своим ученикам, то сразу в один миг
развеиваются все тучи, забываешь обо всём плохом, что тебя окружает.
Я
люблю своих учеников в школе, и как не любить их, когда эти распахнутые
детские глаза ждут тебя. Делаю всё, чтобы нам в классе было хорошо,
чтобы мы понимали друг друга. Всегда стремлюсь быть для детей настоящим
другом, помощником. Учитывая, что дети очень эмоциональны, острее
переживают свои неудачи, чем мы, взрослые, я стараюсь строить отношения
с детьми на интересе.
Считаю, что можно научить чему-то только тогда, когда ребёнок испытывает
радость от результатов своего труда. Самые лучшие результаты даёт
воспитание успехом.
Как и
любой другой учитель, всегда радуюсь каждой победе, каждому творческому
взлёту своих учеников и огорчаюсь, страдаю вместе с ними, если что-то у
них не получается. В таких случаях сразу спешу на помощь: выслушаю,
успокою, настрою на то, что в жизни часто бывает так, когда несчастье
сменяется счастьем, неудача – удачей; только не надо отчаиваться, таить
в душе обиду, а верить в лучшее, доброе, светлое.
Я
убеждена: не надо бояться быть добрым, нежным, ласковым с ребёнком.
Каждый урок должен приносить детям не только знания, но и радость
познания, общения, уверенность в себе. Методы и формы обучения настолько
разнообразны, насколько разнообразны способности, задатки, наклонности
учащихся.
Дидактические игры, необычный раздаточный материал вызывают чувство
удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают
сообразительность, инициативу.
Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, плакаты, занимательные
упражнения давно стали моими помощниками в работе. Они создают атмосферу
доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.
Введение коллективных учебных занятий позволяет мне сформировать в
каждом ребёнке индивидуальность, яркую и неповторимую, создать ситуацию
успеха, поверить в себя и в свои силы.
Желание самовыразиться влечёт за собой желание демонстрировать кому-либо
свои способности. Это стремление реализуется во время работы в парах,
группах. Ребята выступают то в роли учителя, то в роли ученика.
Происходит взаимодействие, обмен информацией и более прочное усвоение
материала. Мы уверены, что среда коллективных учебных занятий
оказывается более благоприятной для интенсивного развития способностей
каждого ученика.
Нужно
вести себя так, чтобы ученик был уверен, что учитель его любит.
Искренней любовью к ребёнку ты завоёвываешь его доверие, а значит, право
воспитывать его и учить.
Считанные секунды нужны мне для того, чтобы улыбнуться ободряюще,
сказать доброе слово, а сколько они прибавляют и уроку, и ребёнку!
И вот
что, по-моему, очень важно. Я неоднократно убеждалась: в разговоре нужно
уметь выдержать паузу, чтобы не подавить учащихся своими знаниями и
красноречием, не погасить зарождающийся огонёк поиска, не спугнуть
открытие, не подавить желание поделиться со мной сокровенным. Пусть дети
не боятся высказывать своё мнение, даже неправильное, пусть ошибаются.
Разве мы, взрослые, не ошибаемся?
Пусть
ребёнок будет всегда рад встрече с учителем. Это главное.
Учитель должен идти по жизни, бережно неся в ладонях самое дорогое, что
есть на свете – судьбы детей.
«Всех люблю, во всех верю…» –
таков мой педагогический девиз. |