Дорогой друг!
Тебя окружает удивительный мир. Знания о нём можно получать в
готовом виде, но гораздо интереснее их добывать самому! Ты
можешь сам стать исследователем того, что тебя интересует,
создавать проекты и делиться своими открытиями с друзьями.
Разберёмся в значении некоторых
слов:
Проект - это «продукт»,
созданный как результат проектной деятельности; разработанный
план решения проектных задач с представлением его реализации,
описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
Алгоритм разработки
проекта таков: проблема – цель – результат.
После того как
выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:
1. Установить наличие имеющихся
ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для
выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока
нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать. )
2. Поставить задачи. (Что
необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта)
3. Наметить этапы работы. (Разделить
всю работу на части)
4. Выбрать способы решения
задач на каждом этапе.
У проекта должен быть
какой-то конечный результат: «конечный продукт». Он может
быть
- материальный: чертеж, модель,
макет, фильм, книга, компьютерная презентация, картина,
скульптура, иллюстрированный альбом, журнал, газета и т.д.;
- действенный: выставка, экскурсия,
поход, концерт, спектакль, праздник, викторина и пр.,
- письменный: статья, брошюра, законопроект, инструкция,
рекомендации, бизнес-план.
В зависимости от того,
какой деятельностью вам нравится заниматься, проект может быть: практический,
исследовательский, творческий, информационный, игровой.
Практический проект
предполагает конкретный, конечный результат, который может потом
использоваться в реальной жизни самим автором проекта или
другими людьми.
Исследовательский проект
напоминает научное исследование. Автор должен обосновать
актуальность выбранной темы, поставить цели и задачи
исследования, выдвинуть гипотезы, проверить различные версии,
провести опыты, эксперименты, проанализировать полученные
результаты.
Творческий проект
предполагает нетрадиционный, свободный подход к его выполнению.
Заранее четко запланировать все этапы работы над таким проектом
невозможно. Направление работы зависит от полета фантазии и
творчества. Можно предварительно планировать желаемый конечный
результат такого проекта (видеофильм, экспедиция…).
Информационный проект
направлен на сбор информации, сведений, фактов о каком-либо
объекте или явлении. Проводятся проверка, анализ и обобщение
собранной информации. В результате, достоверная информация
представляется широкой аудитории.
По количеству
участников проект может быть индивидуальным, парным и групповым.
Этапы работы над проектом:
1. Выбор темы.
Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём
сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.
Возможно, на помощь придут
следующие вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Что из изученного в школе
хотелось бы узнать более глубоко?
2. Формулировка темы проекта.
Примеры тем: «Любимый портфель»,
«Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в
древности?», «Что может компьютер?» и др.
3. Определение цели проекта.
Цель – это то, к чему стремятся,
чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная
задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то
есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно
решить много разных задач.
Формулировка цели - это
одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен
этот проект?
Обычно формулировка цели начинаться
с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например,
разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить»,
«нарисовать», «сочинить».
4. Постановка задач проекта.
Задача – это то, что
необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как
достичь цели.
В формулировках задач выражается
то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.
Обычно формулировка задач начинаться
с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить
особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти»,
«составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)»,
«освоить алгоритм…», «сделать вывод».
5. Высказать одну или несколько
гипотез.
Гипотеза (греч. ) – это
предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая
опытом.
Обычно гипотезы начинаются
такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно,
что…», «что, если …».
Если гипотез несколько, то их надо
пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее
важную - на второе и т. д.
Варианты гипотез к проекту «Как
возник язык».
1. Предположим, что прилетели
инопланетяне и научили людей разговаривать.
2. Допустим, что люди нашли
волшебный говорящий камень.
3. Возможно, что в джунглях
люди встретили говорящего попугая.
4. Люди договорились друг с
другом дать названия разным предметам.
Презентация проекта должна быть
интересной, эффектной.
Проекты можно презентовать в форме
научного доклада, отчета исследовательской экспедиции, дневника
путешествия, рекламы, игры с залом, спектакля, демонстрации
фильма. Удобно и легко делать презентации в Power Point.
Желаем всем
счастливого творчества и удачи в новых открытиях! |