ТЕМА:
Развитие творческого
потенциала школьников в процессе дополнительного
образования
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Кунгурова Ирина Михайловна
старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания русских и
германских языков ИГПИ им. П.П.Ершова
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая
школа» говорится о том, что школа может и должна создавать условия для
занятий детей в течение всего дня. Причём речь идёт не только о школе
«полного дня», где с ребёнком занимается один и тот же педагог, а о
более широком понятии - «школе-центре:
обучения, здоровья, спорта,
творчества».
Школьная программа в чистом виде
не способна максимально развить компетенции обучающихся. Большего
эффекта можно добиться в единстве общего и дополнительного образования в
рамках одного образовательного УЧРЕЖДЕНИЯ.
МАОУ
СОШ №31 г. Ишима функционирует как центр воспитательной и досуговой
деятельности в микрорайоне «Серебрянка». Работа строится по
нескольким направлениям:
1.
Учебная
деятельность.
2.
Художественно-эстетическое направление.
3.
Прикладное
творчество.
4.
Физкультурно-спортивное направление.
Деятельность центра
осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления в
сфере дополнительного образования, предусмотренных законодательством РФ
и закреплена Уставом ОУ.
В 2010 году оказанием
дополнительных платных услуг занимаются 31 преподаватель: в
спортивных секциях 16 преподавателей, в детских объединениях -
15человек.
Отраслевая система оплаты труда помогает,
стимулировать педагогов, работающих на развитие детской одарённости.
Установлены доплаты руководителям научных обществ, творческих
лабораторий. Имеется возможность поощрения педагогов в виде выплаты
премий из 30% фонда.
Охват досуговой
занятостью учащихся школы составил 91%: на базе школы занимаются
около 200 детей и подростков, 156 детей получают дополнительное
образование в других учреждениях города Ишима.
В
рамках центра досуговой деятельности «Радуга» развернута и успешно
функционирует широкая сеть платных образовательных услуг. Действует 31
спортивная группа по следующим видам: каратэ, дзюдо, спортивная
гимнастика, стэп-аэробика, шейпинг, футбол, волейбол, туризм, бильярд,
тренажерный зал и группы здоровья. Услуги оказываются населению города
и микрорайона.
Весь этот комплекс услуг положительно влияет на
всестороннее развитие детей.
Обучающиеся школы
принимают активное участие в интеллектуальных конкурсах, предметных
олимпиадах, спортивных состязаниях, творческих фестивалях, конкурсах
социальных проектов различного уровня.
16 ноября 2010г
прошло очередное заседание городского экспертного совета, на котором
решался вопрос об открытии городской экспериментальной площадки
«Развитие творческого потенциала школьников в процессе дополнительного
образования» на базе данной школы.
Членам экспертного
совета и гостям были представлен опыт ОУ по созданию системы
дополнительного образования (Белешева Л.М.- руководитель ШМО учителей
естественно – математического цикла).
Освещена
деятельность научного общества как способа реализации творческого
потенциала младших школьников (Трушникова Е.А., учитель высшей
категории, руководитель НОО начальной школы). С исследовательским
проектом по заявленной теме выступила научный руководитель проекта,
старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания русского и
германских языков ИГПИ им. П.П.Ершова Кунгурова И.М.
Актуальность
проблемы развития творческого потенциала школьника, выявленные
противоречия и объективная потребность практики в разработке
психолого-педагогических условий развития творческого потенциала
определили тему исследования: «Развитие творческого потенциала
школьников в процессе дополнительного образования».
Цель
исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить совокупность психолого-педагогических условий развития
творческого потенциала школьников в процессе дополнительного
образования.
Объект
исследования: развитие творческого потенциала школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития
творческого потенциала школьников в процессе дополнительного
образования.
В основу
исследования положена гипотеза, согласно которой процесс
дополнительного образования в общеобразовательной школе обеспечит
развитие творческого потенциала школьников, если:
- осуществлен
теоретико-методологический анализ сущности творческого потенциала
личности и особенностей его развития у школьников в системе
дополнительного образования;
- осуществлено
моделирование процесса развития творческого потенциала учащихся в
образовательном учреждении (в условиях дополнительного образования);
-
реализована система психолого-педагогических условий развития
творческого потенциала школьников средствами дополнительного
образования, включающая общие условия эффективности образовательного
процесса и специфические условия, оказывающие непосредственное влияние
на развитие творческого потенциала учащихся в процессе дополнительного
образования;
В соответствии с
целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи
исследования:
1. Изучить
теоретические основы развития творческого потенциала школьников в
условиях дополнительного образования и уточнить понятие «творческий
потенциал».
2.
Разработать
и реализовать
структурно-функциональную модель развития
творческого потенциала школьников средствами дополнительного
образования.
3.
Выявить и экспериментально проверить систему
психолого-педагогических условий, обеспечивающих процесс наиболее
полного развития творческого потенциала школьника средствами
дополнительного образования.
Методологическую
основу исследования
составляют системный подход к построению педагогического процесса в ОУ;
личностно-деятельностный подход, который поддерживает идею развития
субъектных свойств и индивидуальности человека и определяет деятельность
в качестве необходимого условия развития личности; личностно
ориентированный подход; культурологический подход, обеспечивающие
выявление творческого потенциала ребенка и его успешное развитие.
Теоретическую
основу исследования
составили:
- философские,
педагогические, психологические положения о человеке как субъекте,
личности и индивидуальности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И. Кант, А.В.
Петровский, С.Л. Рубинштейн);
- работы,
раскрывающие философско-психологические аспекты творчества (А.Г.
Асмолов,, Л.С. Выготский, Дж. Гильфорд, В.В. Давыдов А.Г. Маслоу,
С.Л. Рубинштейн);
-
психолого-педагогические положения о сущности детского творчества как
необходимого условия развития всех без исключения детей (Л.И. Божович,
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
- философские
основы образования и теории дополнительного образования детей (А.Я.
Журкина, В.А. Сластенин, А.И. Щетинская);
-
концепция о развитии творческой личности ребенка в системе учреждений
дополнительного образования (А.Г. Асмолов, О.А. Белянина,
В.А. Березина, А.К. Бруднов, Т.Н. Гущина, В.Ю. Лешер, В.Ф.
Ломова, Е.В. Ремнева, А.Б. Фомина, И.В. Чеднева, А.И. Щетинская);
В целях реализации
поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс
взаимодополняющих методов исследования:
·
теоретические методы:
сравнительно-сопоставительный, ретроспективный анализ философской,
психолого-педагогической и методической литературы, научной периодики по
проблеме исследования; логико-методологический анализ основных понятий;
обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта; анализ
собственного педагогического опыта; систематизация; моделирование
изучаемых явлений;
·
эмпирические методы:
опытно-экспериментальная работа, включавшая в себя диагностический,
констатирующий и формирующий этапы; наблюдение, опрос, тестирование,
анкетирование, анализ продуктов творческой деятельности учащихся,
статистический и качественный анализ результатов экспериментальной
работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования
явилась МАОУ СОШ №31 г. Ишима (учащиеся 2, 5 и 10 классов). В
эксперименте приняли участие 75 школьников.
Организация и
этапы исследования
Исследование
проводится с 2010 - по 2013 гг. и включает несколько этапов.
Первый этап
(2010-2011) постановочный - теоретическое осмысление проблемы
исследования, изучение и анализ литературы (философской,
психолого-педагогической, методической), обобщение педагогического
опыта, разработка программы исследования, диагностика уровня развития
творческого потенциала школьников.
Второй этап
(2011-2012) исследовательский / внедренческий - построение и
экспериментальная проверка эффективности модели процесса развития
творческого потенциала школьников, выявление психолого-педагогических
условий развития творческого потенциала в условиях дополнительного
образования.
Третий этап
(2012-2013) - обработка экспериментальных данных, их апробация в
школьной практике, обобщение, систематизация результатов исследования,
формулирование выводов, оформление результатов работы.
Основными критериями и показателями эффективности
опытно-экспериментальной работы выступают:
1.
Полнота разработанных нормативных правовых документов по проблеме
эксперимента.
Показатели:
наличие
нормативно-правовой базы по проблеме эксперимента (приказы,
положения, договоры, локальные акты, инструктивные материалы),
соответствие содержания нормативных правовых документов, предъявляемым к
ним требованиям, унифицированность разработанных нормативно-правовых
документов (возможность их использования в других образовательных
учреждениях).
2.
Степень разработанности учебно-методического и научно-методического
обеспечения экспериментальной деятельности в образовательном учреждении.
Показатели:
наличие
учебно-методических материалов, разработанных и/или апробированных в
ходе эксперимента: образовательные программы, учебные планы, банк,
апробированных в рамках эксперимента активных методов обучения,
современные образовательные и воспитательные технологии, направленные на
развитие учащихся, элективные курсы; соответствие учебно-методических
материалов, разработанных в условиях эксперимента, государственным
образовательным стандартам, действующим санитарно-гигиеническим нормам и
требованиям; наличие разработанных в результате экспериментальной
деятельности научно-методических материалов (методические пособия,
методические рекомендации, практические пособия); наличие
диагностического инструментария оценки качества образования в условиях
эксперимента: пакет контрольно-диагностических методик обученности,
пакет контрольно-диагностических методик воспитанности, пакет
контрольно-диагностических методик, определяющих состояние здоровья
учащихся, пакет контрольно-диагностических методик (социологических
анкет) для выявления удовлетворенности субъектов образовательного
процесса качеством образования в условиях эксперимента; аличие системы
мониторинга, оценивающего различные аспекты
образовательно-воспитательного процесса в условиях эксперимента
3.
Влияние изменений, полученных в результате экспериментальной
деятельности, на качество образования обучающихся.
Показатели:
качество
знаний, уровень обученности, уровень воспитанности, уровень состояния
здоровья обучающихся, развитие индивидуальных способностей,
удовлетворенность детей и их родителей образовательным процессом.
4.
Влияние изменений, полученных в результате экспериментальной
деятельности, на рост профессиональных компетенций педагогических
работников.
Показатели: степень
вовлеченности педагогических и руководящих кадров образовательного
учреждения в эксперимент, удовлетворенность педагогов изменениями,
происходящими в результате эксперимента, повышение уровня квалификации
педагогических работников, повышение профессиональной активности
педагогического состава образовательного учреждения (участие в конкурсах
профессионального мастерства, участие в семинарах, участие в
конференциях различного уровня и пр.), количество проведенных
мероприятий на базе образовательного учреждения по теме эксперимента.
5.
Информационное сопровождение экспериментальной работы.
Показатели:
наличие
публикаций по теме эксперимента в научно-методических журналах, наличие
публикаций (репортажей) по теме эксперимента в СМИ, отражение
результатов экспериментальной деятельности на сайте образовательного
учреждения, наличие аналитических материалов по результатам
мониторинговых исследований, выявляющих результативность (эффективность)
экспериментальной работы
Планируемые
результаты:
обобщение опыта
работы и представление результатов на конференциях различного уровня,
печатные материалы по проблеме исследования, методические
рекомендации, представление на независимую экспертизу городского
экспертного совета методических материалов по теме исследования,
апробированных в ходе ОЭР и других аналитических материалов,
подтверждающих эффективность представленной продукции.
|