Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №31 г.Ишима"                    Обобщение опыта работы

Вверх
О школе
Для поступающих в ОУ
Школьные новости
Учеба
Управление
Сотрудники
Документы
Самообследование
Муниципальные услуги
Актированные дни
ГИА 9
ЕГЭ-2014
Одарённые дети
Воспитательная работа
Каникулы
Выпускникам
Родителям
Здоровье
Библиотека
Школьный музей
Жизнь школы
Школьный спортклуб
Государственный контроль

       Гостевая книга

 

Павлова Оксана Валерьевна

Учитель начальных классов МАОУ СОШ №31

В 1997 году окончила  ИГПИ им. П.П. Ершова, факультет "Педагогика и психология, дошкольная"

В 2010 году окончила ИГПИ им. П.П. Ершова, факультет "ПиМНО"

Стаж педагогической работы - 10 лет

Влияние безотметочной системы обучения на формирование мотивации учебной деятельности и самооценку учащихся.

 Модернизация российского образования – это долгосрочная перспектива, определяющая пути совершенствования и развития образования на ближайшее десятилетие. С учетом того, что современная начальная школа – это не школа навыка, а школа пробы сил ребёнка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.            Используемая школами пятибалльная система оценивания выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Эта система не позволяет видеть индивидуальный «рост» учащегося: за три и за пять ошибок в диктанте учитель ставит одну и ту же отметку, а для какого-то ребенка наличие трех ошибок может быть очень хорошим показателем по сравнению с прошлыми работами, где ошибок было гораздо больше. Из-за скрытости критериев по отметки очень часто нельзя судить о действительном уровне знаний, соответственно сложно построить дальнейшую программу действий (над чем надо поработать, что надо улучшить и т.д.)

 Тема: «Влияние безотметочной системы обучения на формирование мотивации учебной деятельности и самооценку учащихся».

 Цель: выявить психолого-педагогические условия использования безотметочного обучения для формирования положительной мотивации и самооценки учащихся.

Задачи:

1.  Изучить технологию безотметочного обучения.

2.  Познакомиться с опытом использования безотметочного обучения в образовательном процессе педагогами новаторами.

3.  Внедрить в практику работы безотметочное обучение.

4.  Отследить влияние безотметочного обучения на формирование положительной мотивации и самооценки учащихся.

Безотметочная система обучения – это система отражения качественного результата процесса обучения учащихся без использования количественного выражения результата оценочной деятельности.

 

 Основными принципами безотметочного обучения являются: критериальность, приоритет самооценки, гибкость и вариативность, возможность отразить все важные характеристики способностей учащихся (качественность), возможность сравнивать сегодняшние достижения учащихся с их уже успехами некоторое время назад (количественность). Сочетание количественной и качественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учётом его индивидуальных особенностей, т.е. естественность процесса контроля и оценки.

        Для формирующейся личности маленького школьника нужно не обозначение на бумаге его успехов, а терпеливое объяснение того, что и как нужно делать, в чём и как он продвигается. В первую очередь оценка должна быть проявлением чуткости, доброжелательности.

     Учитель должен перейти на новый уровень понимания ошибок ребенка и проблемы детского незнания. НЕЗНАНИЕ – это не порок, стимул к познанию, поэтому важно не наказывать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию через похвалу, одобрение, совет, поддержку и сотрудничество. Иногда помогает просто улыбка, кивок головой, выражение удивления, огорчения или беседа наедине – всё это стимулирует, подбадривает ребят.

      Следует отметить, что впервые эксперимент по введению безотметочного обучения начался в 50-е годы 20-века под руководством Ш. А. Амонашвили. Результаты показали, что отношение детей к учению в целом зависит от характера самого педагогического процесса, от отношений между педагогом и детьми. Основная цель такого обучения – сформировать и развивать оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах – на содержательно – оценочной основе.

С. И. Ожегов дает определение понятию «отметка» - это «знак, сделанный на чем-нибудь; в системе образования – это оценка знаний, поведения учащихся».

 Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого – чего – нибудь; в системе образования оценка может быть выражена цифрой (отметкой) или суждением.

 Оценка должна отражать оптимистическое отношение взрослого к ребенку. Младший школьник стремится учиться не только потому, что узнает новое, но и потому, что учитель тоже будет радоваться и огорчаться в случае неудачи.

Поэтому, при оценивании устных и письменных работ использую словесную оценку, стараюсь показать удовлетворение от успехов: «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься!; отлично!; тебя было интересно слушать; не огорчайся у тебя всё получится, только давай делай так…; Кроме того, в процессе оценивания стараюсь показывать ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но…» это может быть важной функцией на всех этапах, и особенно на этапах актуализации знаний и применения новых знаний.

      Большую роль в формировании развития ребенка как самоизменяющегося субъекта образовательного процесса играет положительная мотивация к школьному обучению. Понимая под мотивацией «…соотношение целей обучения с потребностями, интересами личности, а также осознание возможностей их достижения», а под мотивом – «… направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанную с внутренним отношением ученика к ней», в своей работе я уделяю большое внимание формированию мотивов учения школьников. Этому способствует ряд педагогических условий:

1.  Создание эмоционального комфорта в течение всего учебного дня;

2.  Создание на уроке ситуации успеха, учитывая личностные особенности и темпы развития каждого ученика, что, безусловно, целенаправленно воздействует на мотивационно – познавательную сферу учащихся;

3.  Совместная учебно-познавательная деятельность учащихся и учителя;

  Смысл оценки нельзя сузить до значения отметки. Оценка – гибкий инструмент, который учитель может использовать по своему усмотрению для управления учебной деятельностью. «Слабый» ученик, который начал проявлять к учёбе интерес, нуждается в большем подкреплении, чем «сильный» ученик. Вот один пример. У нас в классе есть девочка Кристина, которая не была готова к обучению в  школе, - домашний ребёнок. В первое время ей было трудно успевать за ребятами, она часто плакала. Мы её старались хвалить за малейшие продвижения: за красивые буквы, за первый прочитанный слог, за самостоятельно решенный пример или задачу. Кристина стала «расти на глазах». В конце 1четверти была проведена самостоятельная работа (после завершения письменной работы я оцениваю её в баллах:

- если всё сделано правильно – 3б.;

- если допущены незначительные ошибки – 2б.;

- если допущены значительные ошибки, но задание написано   – 1б.(ребёнок его делал, прикладывал усилия, но у него не получилось – здесь работает принцип: незнание не наказывается, стимулируется процесс познания);

- если задание не выполнено, то есть ребёнок к нему даже не приступал, баллы не ставятся). Кристина получила 18 баллов, а многие 24б., но Кристину стали ребята поздравлять, радоваться за неё. Я спросила – почему, ведь у Кристины меньше баллов, чем у многих других ребят? А дети мне ответили, что у Кристины обычно было меньше баллов, а сегодня уже 18. Таким образом, при коллективной форме оценивания необходимо детям помочь увидеть успехи товарища(хорошо считает, решает задачи, аккуратно пишет). Коллективно мы чаще всего оцениваем конкурсы рисунков, поделок, а я наблюдаю за тем, чтобы каждый ребёнок участвовал в этом обсуждении. Не научить детей способам самооценки – значит, во-первых, не развивать его объективное принятие оценки учителя, во-вторых, не ориентировать их на самосовершенствование.

           Научить детей анализировать результаты учебной деятельности достаточно сложно, так как специфика человеческого восприятия сориентирована на первичное вычленение недостатков, а потом достоинств. Кроме того, для детей характерно то, что они хвалят свою работу и критикуют чужую. В связи с этим очень важно в условиях безотметочного обучения сформировать положительное

отношение детского коллектива к каждому ученику. Нельзя сравнивать детей друг с другом: этот умный, спокойный, лучше других, тот слабый, отстающий. Каждый ученик имеет свой темп развития, свои успехи. Ребенок развивается не в сравнении с другими, а в сравнении с самим собой.  Важным результатом обучения без отметок становится умение ребенка сопереживать, радоваться за успехи другого, критично подходить к выполненной работе, уважать собственные и чужие достижения – у детей развивается опыт активных форм взаимопомощи, взаимоподдержки.    

           После завершения письменной работы мы используем следующие формы самооценки: на уроке каждому ребёнку предлагается оценить её. Это выполняется с помощью графической оценки. Оценочная шкала представляет собой вертикальный отрезок, который уже находится в тетради(система самооценивания, разработали Т.И.Дембо и С.Я. Рубенштейн). Самооценка представляет собой постановку ребёнком крестика на данной шкале: вверху крестик ставят в том случае, если работа соответствует данному критерию полностью(аккуратно, правильно), посередине (если что-то не получилось), внизу- если работа не соответствует критерию вообще(грязно, не правильно). Сразу же после самооценивания мы проводим беседу, в ходе которой ребёнок обосновывает свой выбор на вертикальной шкале, объясняет: что ему удалось выполнить, что не удалось. Затем при проверке работы оцениваю сама, ставлю свой крестик красного цвета в то место, где по моему мнению он должен находиться. Если оценка ученика и моя оценка совпали, то обвожу крестик ученика кружком. Получая тетрадь, ученик смотрит, где находится мой крестик, есть ли расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно оценил себя.

Самооценка, с которой мне пришлось встретится в начале учебного года, несколько завышена, но в процессе адаптации она стала уже более адекватной.

Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родными и с самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволит отслеживать динамику школьной успешности.

  • Методическая копилка

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вверх | О школе | Для поступающих в ОУ | Школьные новости | Учеба | Управление | Сотрудники | Документы | Самообследование | Муниципальные услуги | Актированные дни | ГИА 9 | ЕГЭ-2014 | Одарённые дети | Воспитательная работа | Каникулы | Выпускникам | Родителям | Здоровье | Библиотека | Школьный музей | Жизнь школы | Школьный спортклуб | Государственный контроль

 Сведения о владельцах и авторских правах.
По вопросам, связанным с этим веб-узлом, обращайтесь по адресу [Почта проекта].
Последнее обновление: 20.03.2014.