Павлова Оксана
Валерьевна
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №31
В 1997 году окончила ИГПИ им. П.П. Ершова, факультет "Педагогика и
психология, дошкольная"
В 2010 году окончила ИГПИ им. П.П. Ершова, факультет "ПиМНО"
Стаж педагогической работы - 10 лет |
Влияние безотметочной
системы обучения на формирование мотивации учебной деятельности и
самооценку учащихся.
Модернизация
российского образования – это долгосрочная перспектива, определяющая
пути совершенствования и развития образования на ближайшее десятилетие.
С учетом того, что современная начальная школа – это не школа навыка, а
школа пробы сил ребёнка, становится актуальной проблема оценивания
учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и
развитие, а не на уровень среднего ученика.
Используемая школами пятибалльная система оценивания выполняет функцию
внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Эта
система не позволяет видеть индивидуальный «рост» учащегося: за три и за
пять ошибок в диктанте учитель ставит одну и ту же отметку, а для
какого-то ребенка наличие трех ошибок может быть очень хорошим
показателем по сравнению с прошлыми работами, где ошибок было гораздо
больше. Из-за скрытости критериев по отметки очень часто нельзя судить о
действительном уровне знаний, соответственно сложно построить дальнейшую
программу действий (над чем надо поработать, что надо улучшить и т.д.)
Тема:
«Влияние безотметочной системы обучения на формирование мотивации
учебной деятельности и самооценку учащихся».
Цель:
выявить психолого-педагогические условия использования безотметочного
обучения для формирования положительной мотивации и самооценки учащихся.
Задачи:
1.
Изучить
технологию безотметочного обучения.
2.
Познакомиться с опытом использования безотметочного обучения в
образовательном процессе педагогами новаторами.
3.
Внедрить в
практику работы безотметочное обучение.
4.
Отследить
влияние безотметочного обучения на формирование положительной мотивации
и самооценки учащихся.
Безотметочная система обучения – это
система отражения качественного результата процесса обучения учащихся
без использования количественного выражения результата оценочной
деятельности.
Основными принципами безотметочного обучения являются:
критериальность, приоритет самооценки, гибкость и вариативность,
возможность отразить все важные характеристики способностей учащихся
(качественность), возможность сравнивать сегодняшние достижения учащихся
с их уже успехами некоторое время назад (количественность). Сочетание
количественной и качественной составляющих оценки дает наиболее полную и
общую картину динамики развития каждого ученика с учётом его
индивидуальных особенностей, т.е.
естественность процесса контроля и оценки.
Для формирующейся личности маленького школьника нужно не обозначение на
бумаге его успехов, а терпеливое объяснение того, что и как нужно
делать, в чём и как он продвигается. В первую очередь оценка должна быть
проявлением чуткости, доброжелательности.
Учитель должен
перейти на новый уровень понимания ошибок ребенка и проблемы детского
незнания. НЕЗНАНИЕ – это не порок, стимул к познанию, поэтому важно не
наказывать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию
через похвалу, одобрение, совет, поддержку и сотрудничество. Иногда
помогает просто улыбка, кивок головой, выражение удивления, огорчения
или беседа наедине – всё это стимулирует, подбадривает ребят.
Следует
отметить, что впервые эксперимент по введению безотметочного обучения
начался в 50-е годы 20-века под руководством Ш. А. Амонашвили.
Результаты показали, что отношение детей к учению в целом зависит от
характера самого педагогического процесса, от отношений между педагогом
и детьми. Основная цель такого обучения – сформировать и развивать
оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и
направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это
не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а
качественно новое обучение в начальных классах – на содержательно –
оценочной основе.
С. И. Ожегов дает определение понятию
«отметка» - это «знак, сделанный на чем-нибудь; в системе образования –
это оценка знаний, поведения учащихся».
Оценка – мнение о ценности, уровне или
значении кого – чего – нибудь; в системе образования оценка может быть
выражена цифрой (отметкой) или суждением.
Оценка должна отражать оптимистическое
отношение взрослого к ребенку. Младший школьник стремится учиться не
только потому, что узнает новое, но и потому, что учитель тоже будет
радоваться и огорчаться в случае неудачи.
Поэтому, при оценивании устных и
письменных работ использую словесную оценку, стараюсь показать
удовлетворение от успехов: «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься!;
отлично!; тебя было интересно слушать; не огорчайся у тебя всё
получится, только давай делай так…; Кроме того, в процессе оценивания
стараюсь показывать ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит
освоить: «Молодец! Но…» это может быть важной функцией на всех этапах, и
особенно на этапах актуализации знаний и применения новых знаний.
Большую роль в
формировании развития ребенка как самоизменяющегося субъекта
образовательного процесса играет положительная мотивация к школьному
обучению. Понимая под мотивацией «…соотношение целей обучения с
потребностями, интересами личности, а также осознание возможностей их
достижения», а под мотивом – «… направленность школьника на отдельные
стороны учебной работы, связанную с внутренним отношением ученика к
ней», в своей работе я уделяю большое внимание формированию мотивов
учения школьников. Этому способствует ряд педагогических условий:
1.
Создание
эмоционального комфорта в течение всего учебного дня;
2.
Создание на
уроке ситуации успеха, учитывая личностные особенности и темпы развития
каждого ученика, что, безусловно, целенаправленно воздействует на
мотивационно – познавательную сферу учащихся;
3.
Совместная
учебно-познавательная деятельность учащихся и учителя;
Смысл оценки нельзя сузить до
значения отметки. Оценка – гибкий инструмент, который учитель может
использовать по своему усмотрению для управления учебной деятельностью.
«Слабый» ученик, который начал проявлять к учёбе интерес, нуждается в
большем подкреплении, чем «сильный» ученик. Вот один пример. У нас в
классе есть девочка Кристина, которая не была готова к обучению в
школе, - домашний ребёнок. В первое время ей было трудно успевать за
ребятами, она часто плакала. Мы её старались хвалить за малейшие
продвижения: за красивые буквы, за первый прочитанный слог, за
самостоятельно решенный пример или задачу. Кристина стала «расти на
глазах». В конце 1четверти была проведена самостоятельная работа (после
завершения письменной работы я оцениваю её в баллах:
- если всё сделано правильно – 3б.;
- если допущены незначительные ошибки –
2б.;
- если допущены значительные ошибки, но
задание написано – 1б.(ребёнок его делал, прикладывал
усилия, но у него не получилось – здесь работает принцип: незнание не
наказывается, стимулируется процесс познания);
- если задание не выполнено, то есть
ребёнок к нему даже не приступал, баллы не ставятся). Кристина получила
18 баллов, а многие 24б., но Кристину стали ребята поздравлять,
радоваться за неё. Я спросила – почему, ведь у Кристины меньше баллов,
чем у многих других ребят? А дети мне ответили, что у Кристины обычно
было меньше баллов, а сегодня уже 18. Таким образом, при коллективной
форме оценивания необходимо детям помочь увидеть успехи товарища(хорошо
считает, решает задачи, аккуратно пишет). Коллективно мы чаще всего
оцениваем конкурсы рисунков, поделок, а я наблюдаю за тем, чтобы
каждый ребёнок участвовал в этом обсуждении. Не научить
детей способам самооценки – значит, во-первых, не развивать его
объективное принятие оценки учителя, во-вторых, не ориентировать их на
самосовершенствование.
Научить детей анализировать результаты учебной деятельности достаточно
сложно, так как специфика человеческого восприятия сориентирована на
первичное вычленение недостатков, а потом достоинств. Кроме того, для
детей характерно то, что они хвалят свою работу и критикуют чужую. В
связи с этим очень важно в условиях безотметочного обучения сформировать
положительное
отношение детского коллектива к каждому
ученику. Нельзя сравнивать детей друг с другом: этот умный, спокойный,
лучше других, тот слабый, отстающий. Каждый ученик имеет свой темп
развития, свои успехи. Ребенок развивается не в сравнении с другими, а в
сравнении с самим собой. Важным результатом обучения без отметок
становится умение ребенка сопереживать, радоваться за успехи другого,
критично подходить к выполненной работе, уважать собственные и чужие
достижения – у детей развивается опыт активных форм взаимопомощи,
взаимоподдержки.
После завершения письменной работы мы используем следующие формы
самооценки: на уроке каждому ребёнку предлагается оценить её. Это
выполняется с помощью графической оценки. Оценочная шкала представляет
собой вертикальный отрезок, который уже находится в тетради(система
самооценивания, разработали Т.И.Дембо и С.Я. Рубенштейн). Самооценка
представляет собой постановку ребёнком крестика на данной шкале: вверху
крестик ставят в том случае, если работа соответствует данному критерию
полностью(аккуратно, правильно), посередине (если что-то не получилось),
внизу- если работа не соответствует критерию вообще(грязно, не
правильно). Сразу же после самооценивания мы проводим беседу, в ходе
которой ребёнок обосновывает свой выбор на вертикальной шкале,
объясняет: что ему удалось выполнить, что не удалось. Затем при проверке
работы оцениваю сама, ставлю свой крестик красного цвета в то место, где
по моему мнению он должен находиться. Если оценка ученика и моя оценка
совпали, то обвожу крестик ученика кружком. Получая тетрадь, ученик
смотрит, где находится мой крестик, есть ли расхождения в оценке,
завысил или занизил он свою оценку, адекватно оценил себя.
Самооценка, с которой мне пришлось
встретится в начале учебного года, несколько завышена, но в процессе
адаптации она стала уже более адекватной.
Новая система оценивания должна
нормализовать отношения ученика с учителем, родными и с самим собой;
снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную
мотивацию; позволит отслеживать динамику школьной успешности. |
|